Глава 2. Интервал (7)

Глава 2. Интервал

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Давайте теперь обратимся к двадцать восьмой главе Книги пророка Иезекииля, из которой мы, возможно, извлечём больше информации на эту таинственную тему. Первые девятнадцать стихов этой главы содержат удивительное, но довольно неопределённое пророчество, состоящее из двух различных частей: обращение к Князю Тира и плач о Царе Тира. Несомненно, эти два титула относятся к разным существам, это не просто различные обращения к одному человеку. В обращении к князю нет ничего, чего нельзя было бы сказать о человеке, но царь здесь ― это нечто большее, чем человек. О князе говорится, что он будет убит рукой чужеземцев, и слово, переведённое как «поражать», означает «пронзить» мечом или копьём; но царь будет пожран огнём и превратится в пепел на земле.

Итак, что касается первых десяти стихов, у нас нет причин не применить их к царствовавшему в то время князю Тира, чьё имя, как мы узнаём от Иосифа Флавия, было Иттиовал. Тир был построен на скалистом острове примерно в полумиле от берега и был сильно укреплён. Таким образом, Иттиовал представлен как тот, кто хвалится мощью своего укреплённого морем города и, гордо полагаясь на своё недостижимое жилище, сравнивает себя с Богом, восседающим над небесами; о нём иронично говорится, что он мудрее Даниила, чья слава в то время, очевидно, была известной во всём мире; его самоуверенность приписывается его мудрости, его успех ― торговле и приобретённым им обширным богатствам. Но поскольку он сделал своё сердце подобным сердцу Всевышнего, поэтому против него придут лютейшие из народов, халдеи; и когда его будет убивать человек, он в итоге узнает, что он не бог.

До этого момента пророчество легко понять, и мы знаем, что вскоре после того, как оно было сделано, Тир был осаждён Навуходоносором. Любопытно увидеть, что позднее тиряне превозносили Ирода, восклицая, что его голос был подобен голосу бога, а не человека, и тем самым навлекли на него более серьёзное наказание, чем то, что пало на их древнего князя (Деян. 12:20-23).

Но плач о Царе Тира (Иез. 28:11-19) понять не так легко, поскольку в нём есть выражения, которые нельзя применить ни к одному смертному. Если мы попробуем объяснить их обычным образом ― что это лишь сравнения и обороты речи, ― мы относимся к слову Божьему легковесно. У нас нет права использовать такой бесчестный метод избавления себя от трудностей, метод, который позволяет людям извлекать из любого отрывка практически любое значение и который превращает Библию скорее в загадку, нежели в открытую книгу. Мы должны признать, если будет необходимо, что мы не имеем и понятия о толковании того или иного отрывка.

Но существует тип пророчества, который особенно распространён в Псалмах, в котором пророк, говоря о вещах для него современных, затем ведом Духом к какому-то великому событию в прошлом, о котором в его собственные дни остаётся лишь призрачный образ. И если мы применим этот принцип к отрывку перед нами, если мы поразмыслим над этим прообразом, нас сразу же поразит сходство заявлений Иттиовала и заявлений человека греха, описанного Павлом, который противится и превозносится «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). В таком случае может ли Царь Тира, отделяемый от прообраза Князя, быть великим окончательным Антихристом? Давайте попробуем этот ключ и посмотрим, подойдёт ли толкование.

Прежде всего, существует ли причина, по которой Антихрист должен быть назван Царём Тира? На наш взгляд, да. Тир находится в Палестине, а в стихе 2 в этой главе говорится: «в сердце морей». Если мы обратимся к пророчеству Даниила о могущественном царе, мы увидим, что этот разрушитель, когда он войдёт в прекраснейшую из земель, он раскинет свои шатры «между морем» (Дан. 11:41-45). Другими словами, это может означать, что он вторгнется в Палестину и устроит себе жилище в Тире.

Но существует большое изменение в выражении, описывающем Тир. В обращении Иезекииля к Князю говорится, что он находится «в сердце морей», то есть что он окружён водой со всех сторон (Иез. 28:2). Это известный факт, что в древние времена, по крайней мере, до времени осады Александром, Тир был островом. Но сейчас это полуостров, и, похоже, он останется таким и в будущие дни Антихриста; поэтому в оригинале Книги пророка Даниила говорится, что он находится «между морем» (Дан. 11:45). Возможно, именно так можно объяснить связь между Антихристом и Тиром.

Но что можно сказать о самом плаче? В нём есть заявления, которые нельзя применить ни к одному смертному, даже к Адаму. Конечно, наш первый отец был в Едеме и саду Божьем, но нигде не говорится, что его одежды были украшены всякими драгоценными камнями; нам ничего не известно о том, что его называли «помазанным херувимом»; мы не слышали о том, что он был на святой горе Божьей и что он ходил среди огнистых камней. Действительно, насколько, мы можем увидеть, есть только одно существо, к которому можно применить все выражения в этом отрывке, ― это Сатана; всё остальное можно применить к Антихристу.

Но почему существует такая странная путаница? Почему эти два таинственных чуда должны стоять настолько рядом, что история и личность обоих сольётся в одно существо? Найти объяснение нетрудно. Требуется совсем немного изучения Писания, чтобы узнать, что вся человеческая энергия воздвигается и направляется в результате духовного влияния. На детей Божьих сходит Дух Божий, и они могут исполнять Его волю. Но если они потеряют своё чувство зависимости от Него и станут небрежными в молитве, их могут захватить или увести в сторону злые духи, и последствия могут быть ужасными. Так Давид однажды был подвигнут Сатаной, и в результате утрату понёс и он сам, и его народ (1 Пар. 21). Но разрушение было не окончательным, поскольку Дьявол не может достичь этого даже в отношении самого слабого из Божьих святых. Но злые полностью подчинены духу, который сейчас действует в сынах противления (Еф. 2:2).

Продолжение главы 2 >>