Глава 2. Интервал (14)

Глава 2. Интервал

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Действительно, мы можем найти указания, подтверждающие последнее предположение, и связать эти бестелесные духи с местом, которое было сценой их грехов в плоти и справедливого наказания, в конечном итоге постигшего их. По крайней мере, в Писании упоминается темница, которая или находится в глубинах моря, или соединена с ними и в которой, как мы можем предположить, находится много бесов; и в неё время от времени помещаются новые пленники, когда их преступление, более дерзкое, чем обычно, вызывает на себя Божье праведное негодование и заставляет Его привести злую карьеру преступников к внезапному и окончательному завершению.

Разумеется, знание этих фактов, скорее всего, напугало легион духов, от которых наш Господь избавил жителя Гадаринской области; в противном случае, какое значение мы можем придать их отчаянной мольбе о том, чтобы Он не велел им идти в бездну (Лук. 8:31)? В повествовании Евангелия от Матфея их слова отличаются, и они боятся, что им придётся мучиться прежде времени (Мф. 8:29). Но последнее выражение, возможно, указывает на ту же мысль, что и первое; и мы можем понять, что в определённое, прекрасно им известное, время все бесы, по-прежнему имеющие свободу, будут брошены в ту же самую темницу. Она называется «Бездна»7; и в некоторых отрывках, например, в девятой главе Откровения, этот термин очевидно применяется к огненной пустоте в центре земли; но он также используется для обозначения глубин моря, значения, согласующегося с его происхождением. Например, в Септуагинте это бездна, над которой витала тьма во время Шести дней, а также великая бездна, источники которой открылись, чтобы затопить землю. Связью может служить лишь мысль о глубине в обоих значениях, но, возможно, Бездна в центре земли была названа так на основании того факта, что пространство, образующее её, лежит сразу под глубоким морем и вход в него проходит через море, одновременно охраняющее её.

Примечание 7: άβυσσος обычно составляется из отрицательной частицы «а» (греческая альфа) и βύσσος ― сходное с βύθος, βένθος, βαθύς ― «глубина» и в особенности глубокие воды моря. Но в этом случае оно означает «неглубокое», «поверхностное», а не «бездонное». В таком случае лучше рассматривать его как сочетание усиления в виде «а» и βύσσος; тогда оно будет означать «большая глубина», «бездна».

Возможно, именно поэтому после последнего суда, когда все узники Бездны будут брошены в озеро, горящее огнём и серой, на воссозданной земле больше не будет моря.

Относительно моря как границы впадины, почему Бездна иногда называется морем так же, как глубокое море называется Бездной, нам поможет понять объяснение отрывка, который раньше не получал надлежащего толкования. В описании последнего великого суда мы читаем: «И отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад [то есть «невидимый мир»] отдали мёртвых, бывших в них, и они судимы были, каждый по делам своим» (Отк. 20:13). Обычно считается, что море отдаёт телесные останки тех, кто утонул или был погребён в нём. Но если имеется в виду только это, почему мы не слышим о том, что земля отдаёт намного более многочисленную группу мёртвых, которые лежат в ней? Однако вместо того чтобы соединить море с землёй, Библия таинственным образом соединяет его со смертью и невидимым миром, то есть оно упоминается в списке мест, наполненных не останками материальных тел, а бестелесными духами.

Разумеется, это коренное противоречие обычному толкованию; но, если море является темницей бесов, все трудности исчезают, и в этом случае мы ясно можем понять, почему оно отдаёт своих мёртвых первым. Каждый будет судим в своём порядке, и посему эти доадамовы существа займут ужасное первенство и встанут перед узниками смерти и ада, чьи бесчисленные камеры, возможно, заполнены исключительно преступниками из нашего нынешнего мира.

Теперь нам необходимо перейти от этой колоссальной темы к чему-то другому, ибо достаточно уже сказано о том, что показывает Писание в отношении прежних веков и доадамова разрушения. И поскольку показанное нам ― лишь туманные очертания, мы не должны убеждать себя, что мы ясно видим чёткие формы. Быть мудрее и выше того, что написано, ― значит опутывать себя сетью Сатаны, из которой невозможно убежать.

Однако давайте усвоим урок из тех замечательных вещей, о которых мы размышляли. Бунт разрушителен, каким бы благородным, или мудрым, или прекрасным ни был его руководитель. Ибо даже Люцифер, яркое солнце утра, высший из ангелов Божьих, низко пал от своего высокого положения и скоро, лишённый всей своей мудрости, и мощи, и красоты, будет брошен в вечную тьму Бездны. У сотворённого существа есть только один естественный или возможный настрой ― полная покорность и безусловное послушание воле Того, кто сотворил и поддерживает его.

Пусть об этом подумают гордецы земли, кто безумно обращает против Бога те самые способности и преимущества, которыми они обязаны Его щедрости, те, кто намеренно вызывающе идёт путями своего сердца. Но если кто-то отвергает закон, за этим последует разрушение или вся вселенная скоро развалится в анархии. Ради оставшейся части Его творения милость Божья имеет определённые границы; и если бунтарь не покается вовремя, то, лишившись всего, что вознесло его сердце, и будучи поражён молниями Всемогущего, он погрузится в ужасное безмолвие вечной тьмы (1 Цар. 2:9).

Глава 3. Шесть дней >>