Глава 17. Приложение к главе 8 (Дж. Х. Ланг) (2)

Глава 17. Приложение к главе 8 (Дж. Х. Ланг)

1   2

ИСТИННЫЕ «БОГИ» ЯЗЫЧЕСТВА

Наш взгляд на язычество состоит в том, что оно было установлено Сатаной и ангелами, взбунтовавшимися вместе с ним, в пагубных целях противостояния Божьей воле.

Такое объяснение дается нам в Писаниях, которые определенно и последовательно учат нас, что поклонение идолам на самом деле и в конечном итоге является поклонением бесам (Втор. 32:17, Пс. 105:37, 1 Кор. 10:20).

Поскольку это так, из язычества можно многое узнать о Сатане и его делах, если только изучать его в свете Божьего откровения в Писании.

Мифология хранит память о ранних делах и учениях этих падших ангелов. И это единственное объяснение, которое соответствует фактам этого дела, как они существовали всегда и как они всё еще существуют.

Общее сходство языческого поклонения в различных странах и в различные времена и особенно тайные и эзотерические учения, делающие всё язычество и мифологию одним целым учением злых духов, можно объяснить, и объяснить в достаточной мере, только этим.

Это также легко объясняет тот факт, что эти идеи и воплощавшие их обряды сохранялись на протяжении тысяч лет, несмотря на то что народы переживали упадок и сменяли друг друга.

Тот печальный факт, что основные учения этой древней языческой философии даже сейчас коварно и широко проникают в западный мир, несмотря на его образование и научный прогресс, и захватывают мириады тех, кто гордится своим интеллектуальным превосходством над «бедными язычниками», находит быстрое и точное объяснение в той мысли, что могущественный «бог этого века» усиленно работает, чтобы вновь заразить последних потомков Иафета теми же самими представлениями, которые ослепляли их праотцов и всё еще ослепляют сыновей Сима; представления, которые скрывают от человека истинного Бога с целью сделать его более уязвимым для Божьего врага и их потенциального захватчика.

Это и не представляет собой сложную работу, ввиду того, что народы, у которых было Слово Божье, по большей части отказываются ходить в том свете, который излучает это Слово, и поэтому легко оказываются обмануты теософией, спиритизмом, Христианской наукой и подобными философскими течениями, основные учения которых тождественны пантеистическим взглядам индуизма и буддизма, так же как и греческое и египетское мировоззрение, которое однажды процветало среди их более восточных сородичей, пока они не пережили его.

Мудрость призывает тех, кто имеет понимание, быть готовыми услышать из язычества более серьезные предостережения и распознать так некоторые из козней и глубин Сатаны, чтобы уберечь себя от них.

И в том, в чем абсолютно сходятся Писания истины и общее убеждение древнего мира (как в том вопросе, который мы рассматриваем), будет немудрым и даже опасным категорически отказываться даже слушать такое объединенное свидетельство.

Язычество оказывало большое давление и на иудеев, и на христианских учеников и представляло собой постоянную духовную угрозу для них обоих; и, если мы будем понимать этот факт и помнить о нём, мы сможем осознать более глубокое и тонкое значение слов пророков и апостолов.

СЛАБОСТЬ ВОЗРАЖЕНИЙ

II. Основополагающая слабость той точки зрения, которую придерживается процитированный нами автор, никогда не была более ясна раскрыта, чем в следующих словах: «мы можем предположить, что обе стороны принадлежали к человеческому роду».

Это как раз и является основанием, на котором строится толкование — это предположение. То, что во всех других местах, где используется выражение «сыновья Элохим», оно обозначает ангелов, является фактом; следовательно, должно быть высказано предположение, что в Быт. 6 оно обозначает людей, потому что это невозможно доказать. Давайте обратим внимание на то, насколько много предположений строится на этом одном, и насколько далеко они заходят.

(1) Предполагается, что потомки Сифа как единое целое сохранили верность Иегове. Об этом нигде не говорится и даже не подразумевается. Даже в отношение патриархов это невозможно доказать, кроме случаев Эноха и Ноя.

На самом деле, как раз то, что в родословии Эноха выделается то, что он «ходил с Богом» фактически предполагает то, что он отличался в этом от других, потому что, если бы они все ходили с Богом, почему то, что он делал это, должно было особым образом выделено, а их заслуги не были бы отмечены?

(2) Но если потомки Сифа какое-то время боялись Бога, не дает оснований предполагать, что они продолжали делать это на протяжении стольких столетий вплоть до приблизительно 1536-го года и,

(3) Это является дальнейшим предположением, потому что это не утверждается, что их благочестие пало именно за 120 лет до потопа.

Нет также никакого объяснения тому, почему они не заметили красоту дочерей человеческих раньше или почему, если они заметили их, не были раньше покорены их чарами.

Неужели дочери в семье Сифа были лишены красоты, так что привлекательность женщин из потомков Каина так внезапно и губительно покорила их? Или как две семьи, несмотря на то что они быстро увеличивались и жили в одном и том же месте, никогда не соприкасались друг с другом?

(4) Чтобы объяснить могущество и отвагу их потомков, выдвигается предположение, что потомки Сифа и потомки Каина представляли собой две отдельные расы.

На самом же деле в то время люди не знали национальных и расовых различий, потому что ясно утверждается, что эти различия начались после потопа, со смешением единого языка, на котором до того дня говорили все.

Следовательно, наши замечания, высказанные раннее под пунктом 3 (б) не являются необоснованными.

(5) То, что, когда Бог говорит «сыновья Элохим», Он имеет в виду «сыновья Сифа», представляет собой предположение, не находящее подтверждения в других местах, где используется это выражение.

Доказательство, исходный тезис которого является предположением, не является достоверным.

Мне привели примечание к Быт. 6 в английском издании Библии, подготовленным доктором С. И. Скоуфилдом.

Как раз там отрицается, что выражение «сыновья Элохим» во всех других случаях обозначает ангелов. Но в качестве подтверждения он использует только один отрывок (Ис. 43:6); и, увы, если мы обратимся к этой единственной цитате, мы обнаружим, что рассматриваемый нами термин там не используется! Иегова в этом месте не описывает Израиль как «сыновья Элохим», а говорит просто: «Мои сыновья».

Это ни в коем случае не отменяет того, что люди в подлинном смысле являются сыновьями Бога. Адам, будучи сотворён Богом, назван так в Лук. 3:38, исходя из указания в ст. 23; и в том же смысле сотворения, в смысле отношений с Творцом, весь Адамов род называется Божьим «родом» (Деян. 17:28).

Более того, посредством возрождения внутреннего человека все верующие, принадлежащие ко всем векам, становятся духовными сыновьями Божьими. Но такое употребление выражения «сын» ни в коей мере не служит утверждением того, что такое четкое и редко использующееся выражение, как «сыновья Элохим» также обозначает людей, в то время как в остальных местах, где мы встречаем его, оно явно указывает на ангелов.

То, что оно обозначает людей, является еще одним предположением, и достаточно смелым, потому что оно сделано в противоположность повсеместному библейскому употреблению этого выражения.

ПОДВОДЯ ИТОГ

III. Мы бы сформулировали вопрос следующим образом:

(1) При чтении Быт. 6 мы обнаруживаем, что некие существа, описанные выражением «сыновья Божьи», вступали в сношения с «дочерями Адама». Кто эти «сыновья Божьи»? Противопоставление двух выражений подразумевает кого-то отличного от людей, потому что естественным описанием их было бы «сыновья Адама». И также — если бы имелись в виду потомки Сифа и потомки Каина, почему не были использованы эти слова, так чтобы не осталось двусмысленности?

(2) Предположение, что здесь имеются в виду ангелы, получает убедительное подтверждение, когда мы находим, что в других местах Писания, где используется то же выражение, оно прямо обозначает ангелов.

(3) Это значение далее подкрепляется тем, что Святой Дух утверждает через Иуду — в ранний период были ангелы, которые не сохранили первоначального состояния, своих назначенных пределов во вселенной, но оставили «свое жилище» («ойктерион» — это слово употребляется еще только в одном месте — 2 Кор. 5:2, «облечься в жилище наше с неба»).

Итак, эти ангелы оставили этот облик, духовное тело, в котором они были сотворены, и взяли другой «дом», телесное жилище, которое не принадлежало им согласно Божьей воле; то есть, как описывает Иуда, сравнивая это с противоестественным смешением жителей Содома, они «пошли за плотью иною (гетерос)», то есть смешались с инородными существами, тварями, имеющими по составу другую природу.

Таких нарушений назначенных Им среди Его тварей различий и ограничений Бог не терпит ни в какой сфере жизни (см. Лев. 19:19), и нарушителям было предречено заслуженное наказание (Исх. 22:19). Таким же образом эти ангелы были сброшены в «пещеры мрака» и заключены в узы там, ожидая окончательного суда над вселенной (Иуд. 6-7, 2 Пет. 2:4).

(4) Такой смысл этого отрывка убедительно подтверждается фактом существования чудовищного потомства, которое было произведено в те дни перед потопом и также после этого великого суда — потомства, исполинского по своему размеру, силе и порочности.

Энакеи, которые привели в ужас израильских разведчиков, нефилимы и рефаимы — все они ведут свое происхождение именно оттуда, от этого вливания сверхчеловеческой жизненной силы и мощи.

Само выражение «нефилимы — («падшие») напоминает о словах Иуды: «ангелов… он сбросил». Это выражение встречается только в Быт. 6:4: «в то время были на земле исполины/нефилимы (то есть перед потопом) и также после этого (суда)» и т.д., и в Числ. 13:33, где израильские разведчики принесли весть о Ханаане: «там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода».

Здесь это имя дается и потомкам-великанам, и их прародителям, но эти двое различаются: «мы видели исполинов… от исполинского рода».

В чем причина такого специфического употребления? Было бы странным и излишним сказать: «мы видели англичан… от английского рода». Но принимая во внимание сверхъестественный характер тех, кто первоначально носил это имя, мы находим подходящее объяснение тому, чтобы разграничить сам этот род и его основоположников.

ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ЗЕМНЫЕ ДЕЛА

В Пс. 81:7 используется глагол, происходящий от того же корня, что и существительное нефилим (падшие), он переведён как «падёте» и, по-видимому, относится к тому трагическому событию далекого прошлого в небесном мире.

Здесь Бог описан как тот, кто стоит в собрании «Элохим», которые не могут означать земных судей, потому что в Писании нет указаний на то, чтобы Бог стоял посреди такого собрания и проверял их дела; в то время как есть прямые упоминания того же в связи с небесными существами (Иов. 1:6-12, 2:1-6, 3 Цар. 22:19-23).

Он упрекает этих «Элохим» в том, что они искажают правосудие на земле; и их скрытое влияние на безбожных земных судей — это единственное подходящее объяснение поистине всеобщей коррупции в судах и среди чиновников; таково состояние дел, явно губительное для народа, но встречающее молчаливое согласие своих жертв и кажущееся неизлечимым (за исключением тех мест, где Божье святое Слово создало сильное общественное мнение, требующее справедливости в общественных делах).

Он предостерегает этих «Элохим», что, если они не исправят свои пути, праведно используя свою власть в интересах нуждающихся и притесняемых, они «умрут, как человеки» и «падут, как всякий из князей».

Если бы речь шла о людях, угроза, что они умрут как человек, была бы не нужна, поскольку таким был бы их конец в любом случае, были ли они праведны в исполнении своих общественных обязанностей или нет. Так же, если мы предполагаем, что они люди, невозможно определенно сказать, что означает предостережение, что они «падут, как всякий из князей».

Но если мы применим предыдущий стих: «Я сказал: вы — боги (родственные мне, великому Эль), и сыны Всевышнего — все вы» к небесным правителям («повелителям этого мира тьмы», Эф. 6:12), тогда всё становится ясным и гармоничным.

Он предостерегает нынешних бунтующих правителей, еще не лишенных своей должности, что, если они продолжат бесчестить свою власть, используя её в порочных целях, они заслужат и разделят ту же судьбу, что и человек — они умрут, то есть перейдут из своей изначальной сферы и положения в низшее и жалкое состояние изгнания от Бога и из своих славных пределов вселенной, с небес.

Так же, как и те, кто раньше были князьями в их ряду, они тоже должны будут пасть. И пророческая картина этого падения дана в Отк. 12:7-12; на их заключение, подобное заключению тех, павших ранее князей, указывает Отк. 20:1-3, а ст. 10 и Мф. 25:41 указывает на их окончательную ужасную судьбу, которая последует за тысячелетним царством.

Таким образом наш взгляд на Быт. 6 подтверждается соответствием с другими отрывками, так что все эти места Писаний освещают, обогащают и подкрепляют друг друга.

СОГЛАСИЕ МИФОЛОГИИ

(5) Дальнейшим подтверждением служит то, что мифология всех древних народов, сохраняя предания их ранних верований, определенно и последовательно воплощает это представление; и делает это настолько настойчиво и настолько без попыток убедить нас, что это побуждает нас допустить, что в основе этого верования лежит определенная реальность, в которой никто в те времена не сомневался.

Объяснение, которое дает мифология, соответствует тому, что утверждают Писания — потомки этих преступных союзов стали «славными людьми» (буквально — «людьми имени»); их могущественные и отвратительные дела, вместе с делами, совершенными их отцами-ангелами, образовали, согласно этой точке зрения, тот исторический фон, на основании которого построены многие истории о мифических богах.

(6) Прочтение выражения «сыновья Элохим» как означающего людей искажает все факты, включенные в вышеприведенных наблюдениях, не опровергает доказательств, извлеченных из этих фактов, и требует многочисленных гипотетических предположений для того, чтобы подвести под него хоть какую-то базу.

Рассматривая мышление тех, кто возражает против того взгляда, который здесь отстаивается, возможно, мы найдем, что единственное серьезное возражение может быть выражено таким вопросом: «Как такие вещи могут произойти?»

Мы предугадали это возражение в 4-м абзаце 4-го раздела наших вступительных замечаний. То, как ангелы управляют материальной вселенной, одушевленной и неодушевленной, в большой степени показано, хотя и не обсуждается официально, на протяжении Божьего Слова. Но даже если мы не сможем найти ответ на вопрос «Как?», это не сможет послужить нам оправданием в том, чтобы не принимать вышеприведенные положения Писания в их прямом и серьезном значении.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДОВОД

(7) Наконец, мы рассмотрим еще одно соображение, которое уже само по себе кажется определяющим. Утверждается, что выражение «дочери Адама» обозначают женщин из семьи потомков Каина.

Это подразумевает, что предыдущее выражение — «когда люди стали умножаться» — означает мужчин только из рода Каина, поскольку именно об их дочерях здесь идет речь.

Но это просто невозможно, потому что является просто неверным употреблением этого выражения, ведь потомки Сифа тоже были «людьми».

И в равной степени невозможно то, что это выражение означает женщин из потомков Каина как отдельную группу, противопоставленную женщинам из потомков Сифа. Для точки зрения, которую мы опровергаем, критически важно, чтобы это выражение относилось только к женщинам из потомков Каина. Если это не так, то рушится вся система доводов.

Но очевидно и ясно то, что женщины из потомков Сифа так же были «дочерями Адама», и поэтому это выражение нельзя употреблять применительно только к женщинам определенной семьи — оно относится к ним всем.

Так что выражение «сыновья Элохим» действительно четко выделяется в виде острого противопоставления обоим выражениям — «дочери человеческие» и «люди», и подразумевает, что те, кто так описан, не были людьми.

Если кто-то спросит, является ли этот вопрос достойным исследования, мы можем ответить, что всё Писание, поскольку оно дано нам Божьей любовью и мудростью, достойно того, чтобы точно понимать его; и мы снова должны задуматься над тем, что дни Ноя представляют собой картину тех времен, которые будут предшествовать возвращению нашего Господа.

Благодаря правильному пониманию того, что происходило в те дни, мы можем быть предупреждены, а это значит готовы встретить во всеоружии ужасные опасности последних дней, к которым, как полагают многие верные исследователи, мы стремительно приближаемся, если уже не ощутили и не увидели первые мрачные тени этих дней.

Тот, кто предвидит, восклицает: «Всем говорю: бодрствуйте!» «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

КОНЕЦ

Глава 9. «Как было в дни Ноя»

Вернуться на главную страницу