Глава 13. Теософия (4)

Глава 13. Теософия

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Опять же за два или три года до появления этой работы в Париже была опубликована книга М. Рустанга Les Quatres Evangiles expliques en Esprit et en Verile [«Четыре Евангелия, объяснённые в духе и истине»]. Этот джентльмен утверждает, что писал со слов четырёх евангелистов и других апостолов, которые были посланы для общения с ним. У него нет недостатка в почитателях и толкователях в Англии, среди которых герцогиня Кейтнесская и мисс Анна Блэкуэлл. Его работа представляет собой дальнейшее развитие философии Алана Кардека, чьи тома стали чрезвычайно популярны во Франции. Один из них, «Книга Духа», какое-то время назад был переведён мисс Анной Блэкуэлл из 120-й тысячи.

Основополагающая теория всех этих книг, сколько бы они ни различались в сравнительно незначительных деталях, — это доктрина об эволюции души посредством серии последовательных инкарнаций, или, как её называют авторы «Совершенного пути», «предсуществование и совершенствование души». Чтобы объяснить эту доктрину, мы возьмём последний трактат в качестве нашего учебника.

Его авторы, объясняя свою позицию, заявляют, что их учение идентично тому, что давалось посвящённым в «священные Тайны древности». Но далее они говорят, что «сейчас, как и в древности, эти Тайны составляют два класса доктрин, и только один класс из них — исторический и толковательный и принадлежащий к меньшим Тайнам — можно свободно передавать другим. Другой, известный как Великие Тайны, предназначен для тех, кто за счёт более глубокого раскрытия своего сознания содержит их в себе как необходимый свидетель» («Совершенный путь», с. 13). «По причинам, вытекающим из этого необходимого предназначения» авторы не могут дать точного отчёта о происхождении вдохновлённых отрывков, которые они часто цитируют как некий авторитет.

Что они имеют в виду под раскрытием сознания, или «способности к интуиции», скоро становится очевидно. За века, в которые мы проходим через бесконечное количество инкарнаций, «в нас остаётся что-то понимающее и постоянно помнящее, а именно душа». И хотя из-за грубости нашей нынешней природы мы находимся в полутьме и утратили возможность воспользоваться сокровищами её памяти, тем не менее «всё, что она однажды узнала, доступно тем, кто должным образом возделывает отношения с ней» («Совершенный путь», с. 4). Действительно, человек, успешно возделывающий эти взаимоотношения, по-видимому, обладает безграничной силой. «Он читает не только свою память, которой он одарён. Сама планета, отпрыском которой он является, подобна ему, Личности, и принадлежит памяти медиума. И тот, кому душа отдаёт свои уши и глаза, обладает знанием не только своей прошлой истории, но и прошлой истории планеты, как видно из картин, отпечатанных на магнетическом свете, из которых состоит память планеты. Существуют настоящие призраки событий, шлейфы прошлых обстоятельств, тени протоплазменного зеркала, которые возможно вызвать» («Совершенный путь», с. 8, 9).

«Таким образом, интуиция — это действие разума, при помощи которого мы можем получить доступ к внутренней и постоянной области нашей природы и там овладеть знанием, которое стало принадлежать душе в результате её опыта в предыдущие долгие века» («Совершенный путь», с. 3, 4). Интуитивную память следует «развивать и ей следует помогать единственным жизненным способом, совместимым с разумными философскими стремлениями», «способ неизменен в начале, и ему следуют все кандидаты на посвящение в священные тайны существования. Только живя жизнью, человек может узнать доктрину» («Совершенный путь», с. 4). Но если мы спросим, каковы правила этой жизни, вся система немедленно попадёт под осуждение из-за ответа — что новообращённому запрещено вступать в брак и что он должен воздерживаться от мяса и алкоголя. Мы сразу же признаём «отпадение», о котором писал Павел, и понимаем, что так называемая интуитивная память — это не восстановление знания, лежащего в человеке, а вдохновение от бесов, говорящих ложь в лицемерии.

Утверждая, что их информация приобретена посредством интуитивной памяти, авторы начинают учить тому, что человек обладает четырёхкратной природой и что «этими составляющими его четырьмя элементами являются — двигаясь снаружи внутрь — материальное тело, флюидная внешняя душа, или астральное тело2, душа, или индивидуальность, и дух Божественного Отца и жизнь его системы» («Совершенный путь», с. 5). Затем они приводят свою теорию эволюции, и вот её краткое изложение.

Примечание 2: Это так называемое второе «я», которое можно спроектировать из материального тела и явить на расстоянии.

Межпланетарный эфир, известный в терминологии оккультизма как астральный флюид — это первое проявление субстанции, и он предшествует всем явлениям, и его окончательным проявлением является то, что мы называем материей. Есть только одна субстанция, и следовательно, Дух и Материя — это не две вещи, а два состояния одного и того же; это подобно тому, как твёрдый, осязаемый, несжимаемый лёд при определённых условиях иногда становится жидкостью, а иногда невидимым, сжимаемым паром.

Продолжение главы 13 >>