Глава 13. Теософия (3)

Глава 13. Теософия

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Первым человеком, выбранным для этой цели, была госпожа Блавацкая1, русская дама, внучка княжны Долгорукой по старшей ветви, вдова генерала Н. В. Блавацкого, губернатора Еревана в Армении во время Крымской войны и в течение многих лет. Эта женщина, посвятив изучению оккультизма более тридцати лет, отправилась в пристанище в Гималаях, в котором провела семь лет под непосредственным направлением Братьев, и была посвящена и наставлена в отношении своей миссии. Затем она была отпущена к внешнему миру, и, отправившись в Америку, где привлекла к себе немало сочувствующих умов, она организовала Теософское общество в Нью-Йорке, президентом которого стал полковник Олкотт. Это было в 1875 году. Затем, после того как она переехала в Англию и основала Общество в этой стране, она вернулась в Индию, где её лесть местному населению и неприязнь к британским правилам вместе с её национальностью заставили, и не без причины, считать её шпионкой. Однако в итоге, осознав свою ошибку, она изменила поведение и, получив доступ к британским властям в Симле, начала добиваться определённого успеха. Цели Общества были сформулированы следующим образом:

Примечание 1: Совсем недавно упоминались два индийца: Рамасвами, правительственный чиновник в Тинневелли, и Дамодар; а полковник Олкотт стал «чела». В письме он утверждает, что видел братьев и в плоти, и в астральной форме. «Посредством серии наиболее поразительных чудотворных дел, с которыми он впервые столкнулся в Америке, он познакомился с их силой» («Свет», 22 декабря 1883 г.).

I. Образование ядра Всеобщего Человеческого Братства.
II. Изучение арийской литературы, религии и науки.
III. Отстаивание важности этого изыскания.
IV. Исследование скрытых тайн природы и скрытых сил человека.

Впоследствии была раскрыта пятая цель данного Общества — уничтожение христианства. «Впоследствии это общество решило распространять среди «бедных, погружённых во мрак» язычников такие доказательства, которые касаются практических результатов христианства, дать, по крайней мере, освещение обеих его сторон среди тех слоёв общества, где работают миссионеры. С этой целью оно установило связи с обществами и отдельными лицами, которым оно доставляет подлинные материалы о преступлениях духовенства, проступках, схизмах, ересях, спорах и тяжбах, расхождениях по учению, критике Библии и пересмотрах, которыми полна пресса христианской Европы и Америки. Христианство продолжительное время и с мельчайшими подробностями информировало общество об упадке и скотстве, в которые буддизм, брахманизм и конфуцианство ввергли своих обманутых последователей, и много миллионов денег щедро посыпалось на иностранные миссии вследствие такого ложного осведомления. Теософское общество, каждый день получающее примеры такого положения вещей, создавшегося вследствие христианского учения и примера, считает, что простая справедливость требует, чтобы такие факты стали известны в Палестине, Индии, Цейлоне, Кашмире, Татарии, Тибете, Китае и Японии — во всех странах, где оно имеет влиятельных корреспондентов. Со временем Теософское общество сможет многое рассказать о поведении миссионеров тем, кто на них жертвует» («Разоблачение Изиды», том 1, с. 41-42).

Итак, скоро мы увидим, что этот враг официально объявил войну. К осени 1883 года в Индии существовало уже семьдесят отделений этого Общества, и «многие тысячи магометан, буддистов, индуистов, парсов, христиан, чиновников и нечиновников, губернаторов и подданных соединились воедино при его участии» («Указания на эзотерическую теософию», №1, с. 18). В качестве его уравнивающей силы можно отметить следующие эпизоды, имеющие значение для тех, кто знаком с народами Индии.

«В 1880 году смешанная делегация, состоящая из индуистов и парсов, была послана Бомбейским отделением для помощи в организации буддистских отделений на Цейлоне. В 1881 году буддисты ответили тем, что послали делегатов в Тинневелли, чтобы помочь организовать индуистское отделение, и этих буддистов вместе с полковником Олкоттом радушно приняли внутри самого священного индуистского храма, у ограды которого они посадили кокосовую пальму в память о своём визите» («Заметки об эзотерической теософии, № 1, с. 18, 19).

Удовлетворившись этими результатами и своим успехом в других странах, Братство позволило А. П. Синнетту раскрыть части своей философии западному миру, что он и сделал весной 1883 года в книге, озаглавленной «Эзотерический буддизм». Но более примечательная книга была опубликована в прошлом году, «внутренние вдохновения» которой господин Синнетт считает идентичными своей работе. Однако похоже, что это произведение западного, а не восточного оккультизма. Она называется «Совершенный путь или поиски Христа», и её анонимные авторы (заявляющие о вдохновении и отказывающиеся считаться авторами) действительно проявляют большие способности, хотя в случае с еврейскими и греческими священными Писаниями они демонстрируют гораздо меньше точности, нежели с доктринами Тайн. Кроме того, иногда ради своей цели они придают странное значение словам, не соизволяя показать процесс, в результате которого они пришли к своему заключению.

Продолжение главы 13 >>