Глава 12. Спиритизм (часть 3). Всплеск в наши дни (5)

Глава 12. Спиритизм (часть 3). Всплеск в наши дни

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25

3. Говорение в трансе. — Медиум входит в более или менее бессознательное состояние и затем говорит, часто о вещах, выходящих за пределы его собственных способностей, и в нехарактерном для себя стиле. Поэтому сержант Кокс, ни в коем случае не являющийся судьёй в литературном стиле, говорит: «Я слышал, как необразованный бармен, находившийся в состоянии транса, поддерживал диалог с группой философов на тему разума и предвидения, воли и судьбы, и прекрасно держался перед ними. Я предлагал ему самые трудные вопросы, касающиеся психологии, и всегда получал разумные, полные мудрости ответы, неизменно высказанные на изысканном и элегантном языке. Тем не менее спустя четверть часа, когда он вышел из транса, он не смог ответить ни на один простейший вопрос на философскую тему, и ему не хватало слов выразить самую простую идею» (What am I?, том. 2, стр. 242). Это не преувеличение. Я [А. Р. Уоллес] сам могу засвидетельствовать об этом на основании неоднократных наблюдений за тем же самым медиумом. А от других говоривших в состоянии транса, таких как госпожа Хардиндж, госпожа Таппан5, и господин Пиблз, я слышал разговоры, которые своими высоким и продолжительным красноречием, благородными мыслями и высокими моральными целями превосходили лучшие попытки любого проповедника или лектора, с которым я когда-либо встречался.

Примечание 5: О подобной силе женщины свидетель­ствует Мартин Туппер, который не является спиритистом: «В павильоне Брайтона я дал ей для подтверждения свой собственный геральдический девиз ‘L’espoir est ma force’ [Надежда — моя сила], и к моему удивлению в стихотворной форме она привела дюжину четверостиший о надежде и её духовной силе». («Свет», 6 января, 1883 г.)

4. Перевоплощение. — Это происходит во время транса. Медиумом словно завладевает иное существо; он говорит, выглядит и действует совершенно в удивительной манере; в некоторых случаях он говорит на иностранных языках, о которых даже не слышал в нормальном состоянии, как в случае, приведённом мисс Эдмондс. Когда влияние становится жестоким и болезненным, результат такой же, как описываемая во все века одержимость злыми духами.

5. Исцеление. — Существуют его различные формы. Иногда посредством возложения рук, возвышенной формы простого месмерического исцеления. Иногда в состоянии транса медиум сразу находит скрытое заболевание и предлагает лечение, часто точно описывая болезненное состояние внутренних органов.

Это чудесные явления, которые в нынешнее время можно увидеть в спиритизме. И люди, знакомые с предметом, будут вынуждены признать правду заключения Уоллеса: «Таким образом, моя позиция заключается в том, что явления спиритизма во всей их полноте не требуют дальнейшего подтверждения. Они доказаны таким же образом, как любые факты доказываются в других науках»6.

Примечание 6:

Предполагая, что ни один учёный или интеллектуальный муж не сможет сказать настолько убедительно, мы предлагаем несколько цитат, которые можно продолжать бесконечно.

«Говоря кратко, — заверяет профессор Чаллис, — свидетельств настолько много и они настолько единодушны, что или следует принять факты такими, как они есть, или полностью отказаться от того, чтобы удостоверять факты свидетельством человека».

Камиль Фламмарион, французский астроном, выражается так: «На основании своего личного исследования предмета я без всяких сомнений подтверждаю свою уверенность в том, что любой учёный муж, заявляющий, что явления, называемые словами «магнетический», «сомнамбулический», «медиумный» и т.д., которые не может объяснить наука, невозможны, — это человек, говорящий о том, чего он не знает… На основании своих собственных наблюдений я получил полную уверенность в реальности этих явлений».

Философ Дж.Х. Фичт в возрасте восьмидесяти трёх лет на основании своего опыта написал брошюру, обосновав свой поступок следующим образом: «Несмотря на мой возраст и свободу от противоречий этих дней я чувствую, что моя обязанность состоит в том, чтобы засвидетельствовать о великом факте спиритизма. Больше никто не должен молчать».

И наконец, твёрдый и жёсткий разум лорда Брогэма настолько поддался доказательствам, поставленным перед ним, что в своём предисловии к «Книге о природе» он отмечает: «Даже на самом безоблачном небе скептицизма я вижу дождевую тучу, даже если она не больше человеческой ладони; это современный спиритизм».

Однако поскольку пятый класс физических явлений, осязаемые духовные формы, важен в нашем обсуждении, необходимо привести несколько иллюстраций. Поэтому мы процитируем слова из другой части эссе господина Уоллеса, его описание сеансов мисс Фокс с мистером Ливермором, известным банкиром из Нью-Йорка, и его скептический настрой, перед тем как начать эксперименты.

«Таких сеансов было более трёхсот, и продолжались они более пяти лет. Они происходили в четырёх разных домах — доме господина Ливермора и доме медиума, которые поменялись за этот период, — под самым серьёзным наблюдением. Главным феноменом было появление осязаемой, видимой и слышимой фигуры умершей жены господина Ливермора, которую сопровождала мужская фигура, представлявшаяся доктором Франклином. Первая фигура была очень различимой и словно живой. Она передвигала различные предметы в комнате. Она писала послания на карточках. Иногда она превращалась в светящееся облако и снова исчезала перед глазами свидетелей. Она позволяла от своего платья отрезать кусочек, который сначала казался прочным и полупрозрачным материалом, а спустя немного времени таял и становился невидимым. Давались цветы, которые тоже исчезали».

Продолжение главы 12 >>