Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории (2)

Глава 11. Спиритизм (часть 2). Свидетельство истории

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Чуть больше чем за пять с половиной веков до Христа царь Лидии, обеспокоившись распространением власти персов, стал размышлять над тем, как остановить рост государства-соперника. Его разум естественным образом обратился к оракулам как единственному источнику божественного промысла, но какому из них он должен отдать предпочтение? Мир был наполнен капищами предсказателей, каждый из которых утверждал, что именно он получает божественное вдохновение. Он решил испытать тех, кто пользуется наивысшей репутацией и на основании результата принять решение. Таким образом, он разослал посланников в различных направлениях: одних — к Аве в Фокий, других — к говорящим дубам и голубям Юпитера в Додоне; третьих — чтобы испытать чудесные пророческие сны, которые после соответствующего очищения можно было пережить у могилы обожествлённого Амфиара; четвёртых — к ужасной пещере Трофония, из которой каждый, кто вошёл в неё, выходил бледным и дрожащим от страха; пятых — к Бранхиде в Милезии; шестых — в знаменитый храм Юпитера Аммона, который величественно и одиноко стоял среди пустынь Ливии.

Но сейчас нас интересует только одно из этих посольств, которое было направлено к великому оракулу Аполлона и которое получило особое наставление. Посланники должны были отсчитать сто дней от своего выхода, а затем спросить у бога, что Крез, сын Алиатта, царь Лидии, делает в данный момент.

В назначенное время после соответствующего приготовления они обвязали голову мистическим лавром и вошли в пределы святилища. Затем, после того как была принесена обычная жертва и кинут жребий, они пошли вперёд, восхищённо глядя на памятники и скульптуры, стоявшие вдоль дороги, пока не подошли к ступеням самого алтаря. То, что произошло дальше, поразительные обстоятельства совета, нельзя описать лучше, чем в следующем отрывке эссе Арнольда Прайза, вышедшего в 1859 году.

«Зазвучали ликующие трубы жрецов, их звук прокатился по долине и вдоль изгибов утёса Гименея. Замолчав от этих звуков, он переступил через украшенный гирляндой порог, он окропил голову святой водой из золотого фонтана и вошёл во внешний двор. Его глаза увидели новые статуи, свежие источники и чаши, дары многих восточных царей; стены, украшенные тёмными словами, встали вокруг него, когда он проходил к внутреннему святилищу, святому святых. Затем музыка стала громче, его интерес усилился, его сердце забилось быстрее. Со звуком, подобным многим громам, который дошёл до толпы снаружи, открылась дверь в подземелье, земля задрожала, лавровые деревья качнулись, вышли дым и пар, и внизу в скале он случайно увидел мраморные изваяния Зевса и ужасных сестёр, отблеск священных рук, на мгновение он увидел дымящуюся бездну, шатающийся треножник, и над всем этим — фигуру с лихорадкой на щеках и пеной на губах, которая, устремив дикий взгляд в пространство, вскинула руки вверх в агонии своей души и с воплем, который он не забыл до конца дней, начала высоко и быстро петь тёмные слова воли небес».

Когда посланники Креза подошли к святилищу, питонисса не дала им время задать свой вопрос, а сразу же обратилась к ним со следующими словами:

«Я могу сосчитать песок и знаю меры океана,
Я понимаю немых и слышу того, кто не говорит.
Я ощущаю аромат твёрдопанцырной черепахи,
Которая варится с мясом ягнёнка;
Медь — постель внизу, и медь — крышка сверху».

Они поспешили передать странный ответ в Сарды, и царь, услышав это, преклонился и провозгласил, что дельфийский оракул действительно заслуживает доверия. В назначенный день, желая совершить самый невероятный поступок, он своими руками разрезал на куски черепаху и ягнёнка и сварил из вместе в медном котле, закрытой крышкой из того же самого металла. Крез послал великолепные дары в Дельфы и так оказался под полным влиянием оракула, который скоро в результате двусмысленного ответа увлёк его в разрушение. Когда он обратился к питониссе за советом относительно предполагаемого вторжения в Персию, она дала ему неясный ответ: «Крез, если он переправится через Халис, уничтожит великую империю». Придя к естественному заключению, что Персия и есть указанная империя, Крез перешёл через пограничную реку, был быстро разбит и слишком поздно понял, что оракул имел в виду разрушение его собственной империи. О если бы те, кто сейчас внимает блуждающим духам и учениям бесов, вняли предостережениям, содержащимся в его судьбе!

Продолжение главы 11 >>