Глава 1. Творение

Глава 1. Творение

Аудиоверсия главы в YouTube

1   2   3

В начале нашего изучения мы хотели бы противостать глубоко укоренившемуся заблуждению о творении человека, заблуждению, которое уходит корнями в далёкое прошлое и которое появилось в результате компромисса между откровением и легендами языческой космогонии.

Древний поэт Гесиод [возможно, около 900 г. до Р.Х.] говорит, что первым появился Хаос, то есть, согласно этимологии, «зияющий и пустой приёмник для сотворённой материи». Но это слово быстро утратило своё первоначальное значение и стало использоваться для обозначения необработанной и бесформенной массы-материи, из которой должны были образоваться небеса и земля. Овидий описывает его следующим образом: «Лик был природы един на всей широте мирозданья, — Хаосом звали его. Нечленённой и грубой громадой, бременем косным он был»1 («Метаморфозы», 1:6, 7). А в его произведении «Фасты» Янус, которого он отождествляет с Хаосом, говорит следующее:

Примечание 1: Перевод с латинского на русский язык С.В. Шервинского. — Прим. пер.

«Хаосом звали меня в старину (я древнего рода),
Слушай, какие дела прошлых веков я спою.
Светлый сей воздух кругом и все вещества остальные —
Пламя, вода и земля были одним веществом.
Но разлучил их раздор, и они разделили владенья,
А разделивши, ушли каждое в область свою.
Пламя взлетело наверх, растекся поблизости воздух,
А посредине нашли место земля и вода.
Я же, сгустившийся в шар и безликою бывший громадой,
Всем своим существом богу подобен я стал». («Фасты», 1:103-112).

Таким образом, согласно космогонии Греции и Рима, вселенная появилась из Хаоса. Первым верховным богом, как считается, был Уран, бог неба. Но он был лишён власти своим сыном Кроносом, или Сатурном, который в свою очередь пострадал таким же образом от рук своего сына Зевса, или Юпитера. Самым первым появился Хаос, а затем последовала целая цепочка богов.

Эта доктрина, древняя и широко распространённая во время нашего Господа, не могла не влиять на настоящих и ложных христиан. Среди последних были важные секты гностиков, которые верили в вечное и глубинное зло материи; но в отличие от язычников они учили тому, что Высшее Существо также существует от вечности. Ортодоксальные христиане избежали большой ошибки, но тем не менее привели ясное свидетельство влияния популярных убеждений на их толкование начальных глав Бытия. Они сочли, что первый стих указывает на сотворение неоформленной массы элементов, из которых в течение шести дней были образованы небеса и земля; они считали, что следующее предложение является описанием этой неоформленной материи, прежде чем Бог придал ей форму. И их мнение дошло до наших дней. Но, как мы сейчас увидим, оно не подкрепляется Писанием, и в этом можно увидеть работу змея. Ибо какое великое противостояние появилось в результате между Церковью и Миром! Ибо какую помощь оказывают геологические трудности для тех, кто нападает на Писание! Как сложно нам понять картину мрачной земли с тенью боли и смерти за многие века до греха Адама! Как много молодых умов было уведено в сторону только из-за того, что они не могли защитить то, что считали библейскими утверждениями! И наконец, сколько драгоценного времени было потрачено в спорах способными Божьими служителями, которых можно было использовать с большей пользой!

А теперь давайте обратимся к повествованию Моисея и постараемся извлечь из него ясный и очевидный смысл. «В начале, — мы читаем, — сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Под началом, разумеется, понимается первое появление того, о чём говорится в истории, неба и земли. Поэтому данное выражение в этом случае сильно отличается от такого же в первом стихе Евангелия от Иоанна. Здесь оно используется в значении начала времени, но наступлению времени предшествовало бесчисленное множество веков вечности. Стих 3 Евангелия от Иоанна: «Всё через Него возникло» — переносит нас в начало Бытия. Этим можно сразу положить конец спекуляциям в отношении вечности материи: ибо Бог был до появления всего видимого, и Своей высшей волей Он назвал его существующим. И снова, это короткое предложение наносит смертельный удар всем пантеистичным теориям о Боге и природе. Природа — это одно из Его многих творений, одно из дел Его рук: её годы сочтены, известен день её рождения; но от вечности до вечности Он – Бог.

Продолжение главы 1 >>